Новое царство - это возрождение империи. Восемнадцатая династия охватывает не только наиболее важный период истории Египта, но и оставила наибольшее количество разного рода свидетельств. После чужеземного правления в Египте наблюдался подъем национализма, возглавляемого фиванским царем Секененом III. Он оттеснил гиксосов к северу и очистил территорию Фив. Закончил начатое его младший сын Яхмес. Далее против гексонов сражался уже сын Яхмеса - Аменхотеп I. Он был столь же энергичен, как и его предки. Далее на престол взошел Тутмос I. Он был прекрасным царем-воином и все его походы заканчивались победами. Во время нубийского похода Тутмос I полностью разгромил врага и установил египетское господство над завоеванными землями. При нем был совершен набег на Палестину и Сирию, а так же был достигнут Евфрат. Тутмос I подвел итог своей жизни в абидосской надписи, в которой перечисляет не только свои завоевания, но и все, что он сделал для египетских богов, храмов и жрецов: «Я установил границы «Любимой страны» (Египта) до (тех пределов), которые окружают солнечный диск. Я сделал сильными пребывающих в страхе. Я отвратил зло от них. Я поставил Египет превыше всякой страны… Я соорудил памятники богам. Я сделал прекрасными святилища богов на будущие времена. Я благоустроил их храмы. Я восстановил то, что было разрушено. Я превзошел то, что было сделано раньше». Во время его царствования в стране наступил мир. начало возрождаться искусство, строительство храмов.
Его преемники, особенно Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике. При Тутмосе III, сменившем Хатшепсут, территория Египта на севере доходила до Северной Сирии, на юге и востоке - переходила за современные границы с Суданом (египетские войска продвинулись вплоть до четвертого нильского порога) и Ливией. Население покоренных территорий было обязано выплачивать тяжелые подати. Приток богатств способствовал строительству большого количества сооружений: каждый фараон считал своим долгом принять участие в расширении Карнакского храма, внеся свою лепту в возвеличение бога Амона в благодарность за победы на поле боя. На левом берегу Нила царица Хатшепсут построила себе поминальный храм. Его великолепные рельефы изображают экспедицию, организованную Хатшепсут в страну Пунт (Эфиопия). В храмовом некрополе стоят величественные царские усыпальницы, а также более скромные гробницы вельмож - все они выполнены в изящной манере и покрыты прекрасными росписями.
В это время установились дипломатические связи с различными державами Передней Азии: Ассирией, Митанни, Хатти. Контакты между разными странами подкреплялись обменом подарками и браками между представителями правящих династий. Благодаря товарам, ввозившимся в Египет на верблюдах, рабам, доставлявшимся из-за рубежа, купцам и солдатам и, наконец, благодаря сыновьям иностранных царей и правителей, приезжавшим учиться ко двору фараона, столица Египта Фивы становилась космополитическим городом.
После того, как сирийские князья узнали о смерти великого завоевателя Тутмоса III, они предприняли попытку вернуться преступной жизни, но новый фараон, Аменхотеп II, унаследовал значительную часть военного таланта отца, и сирийцам понадобилась всего одна кампания, чтобы понять, что Египет не позволит нарушить мир, установленный Тутмосом II. Это была единственная попытка со стороны иностранных владений Египта отстоять право на разграбление соседей за весь период правления Аменхотепа.Далее правил его сын, Тутмос IV, который, во-первых, углубился далеко на север и вторгся в Нахарину (Митанни), а также совершил поход в Нубию с целью подавления вспыхнувшего там восстания. Когда на трон взошел Аменхотеп III, сын Тутмоса IV, Египет находился на вершине своего могущества. Царь лишь однажды совершил военный поход. Аменхотеп может с полным основанием называться Великолепным. У него было все, что могла дать ему жизнь, и он щедро тратил ее на собственные удовольствия и на упрочение своего положения. Прекраснейший из его храмов, храм в Луксоре, был построен в честь его божественного происхождения. И по сей день статуи фараона Аменхотепа (колоссы Мемнона) возвышаются над каменистой пустыней. Он установил такое количество статуй богам, которое не устанавливал ни один фараон. Он поощрял искусство в любой форме и с равным вниманием относился к созданию архитектурных сооружений и изготовлению стеклянных бус. Аменхотеп III правил в период наивысшего могущества Египта, мир был у его ног, и у него было все, что он только мог пожелать.
Следующим фараоном стал сын Аменхотепа III, Аменхотеп IV, позже названный Эхнатон. На пятом году правления Эхнатон вводит культ Атона, которому посвящает оставшуюся часть жизни. Атон – это реальный солнечный диск, излучающий тепло и свет, в то время как Ра – божество, некое абстрактное понятие. Эхнатон не был еретиком, поскольку солнце во всех его аспектах было богом, и он признавал его, поскольку поклонялся Ра, Хору и быку Мневису. Ненависть, которую выказывал Эхнатон по отношению к Амону, предполагает некое сильное личное чувство, которое он испытывал к жрецам этого бога. Вполне вероятно, что религиозная ересь и преследование Амона были связаны со жрецами верховного бога Фив. Перенос столицы из Фив в Ахетатон (Телль-эль-Амарна) нанес серьезный удар фиванским жрецам, ограничив всевластие и богатство традиционно привилегированного класса. Богатства из Сирии, Палестины и других земель Восточного Средиземноморья, которые до этого времени нескончаемым потоком поступали в Фивы и, конечно, в казну храмов, теперь оставались в новой столице. Царь заточил себя в новой столице; следом за ним переехали богатые чиновники, и началось строительство новых храмов.
Прежняя религия была возвращена при правлении Тут-анх-Амона, который умер в возрасте 18 лет.
Далее следовало правление XIX династии. В ней было только 3 царя, имеющих историческое значение. Это были Сети I (Сетехи I), Рамсес II и Мер-ен-Птах (Мернептах). В это время могущество Египта стало ослабевать. Как правители и не пытались сохранить свои территории, многие были отвоеваны соседями. Воинственные племена ливийцев и "народов моря" постепенно вытесняли египтян из их внешних владений и даже начали селиться на египетских землях близ Дельты. С ослаблением власти царя усиливалась власть жрецов. В середине правления династии наследная принцесса вышла замуж за верховного жреца Амона, тем самым право на трон перешло от царской семьи к жрецам. Усилению власти жрецов способствовала договоренность, согласно которой фараон не осуществлял контроль над финансовой деятельностью храма Амона; жрецы, по всей видимости, были богаче царя. После смерти последнего из Рамессидов верховный жрец Амона принял царский титул и объявил себя фараоном.
Это ознаменовало конец Нового царства. начался Поздний период.
2 отзывов на Новое царство египетской истории