Литература Древнего Египта вместе с шумерской считается первой литературой в мире. В 1852 г. англичанка леди д’Орбиней приобрела в Италии египетский папирус. Его исследовал и перевел известный французский египтолог Эммануэль де Руже. Позже этот текст приобрел название «Сказки о двух братьях». И это был первый текст, подтверждавший теорию о существовании древней египетской литературы. До этого ученые в один голос твердили, что никакой литература в то время не было и быть не могло. Далее открытия сменяли друг друга и уже накопилось довольно много древнеегипетской литературы.
Как и всякая другая литература, литература Древнего Египта неразрывно связана с бытом и повседневной жизнью людей. Основу составляла церковь, поэтому она сильно влияла на развитие литературы. Но не стоит спешить и делать вывод о том, что якобы были только религиозные текст. Это далеко не так. Была и поэзия, и проза, и драматические произведения, и триумфальные песни, и многое другое.
Основой эпических произведений был ритм. Правда тут есть небольшая проблема. В древнеегипетской письменности отсутствуют гласные, из-за чего не всегда понятно где надо ставить ударение, и ритм может сбиваться. В отдельных строчках могла использоваться аллитерация. Самым распространенным приемом был параллелизм. В основном он присутствовал в религиозных текстах и гимнах.
Религиозная литература.
В раннем Египте письменностью владели только жрецы, поэтому преобладала религиозная литература. Самым ранним сборником текстов, по мнению ученых, является "Тексты пирамид". Сюда входят гимны, молитвы и заклинания, которые высечены на стенах гробниц, принадлежащих фараонам VI династии. Если проанализировать сами тексты и язык, то можно с уверенностью сказать, они они были созданы задолго на своего написания - примерно вначале Древнего царства.
Целью этих текстов являлось облегчение путешествия в загробный мир умершему. Понятно, что до того, как жрецы стали обладать искусством письма, эти тексты передавались из поколения в поколение устно. Брестед писал:
«Вопреки общепринятому и широко распространенному убеждению, самой важной частью священных религиозных текстов в Египте была не „Книга мертвых“, а намного более древние писания, которые мы называем "Текстами пирамид". Эти тексты, сохранившиеся в пирамидах Пятой и Шестой династий в Саккара, являются древнейшим образцом литературы, и открывают нам самые ранние главы в интеллектуальной истории человечества».
Довольно поздно ученые обнаружили еще один сборник текстов. Он состоял из множества глав, которые были записаны на отдельных папирусах. На них были не только тексты, но и рисунки удивительной работы. Эти главы никак не связаны друг с другом, разные по объему, но по каким-то причинам составляют одну книгу - "Книгу мертвых". Существовало мнение, что "Тексты пирамид" являлись ранней версией "Книги мертвых". Но это далеко не так. Вот что писал Валлис Бадж:
«История религиозных текстов, составляющих собой „Книгу мертвых“, может быть разделена на четыре периода, причем каждому периоду соответствует своя версия:
I. Версия, которая была отредактирована жрецами Анну (город Он Библии и Гелиополь греков), основана на текстах, в настоящее время утерянных… известна по пяти копиям, нанесенным на стенах и проходах пирамид фараонов Пятой и Шестой династий в Саккара, а также по отрывкам, которые сохранились на гробницах, саркофагах, гробах, стелах и папирусах, датируемым периодом от Одиннадцатой династии до примерно 200 года н. э.
II. Тебанская версия, которая писалась иероглифами на папирусах и была разбита на разделы или главы, причем у каждой главы был свой подзаголовок, но разделы не имели определенного места в общем повествовании. Эта версия использовалась главным образом с Восемнадцатой по Двадцатую династию.
III. Версия, во многом похожая на предыдущую, написанная как иератическими знаками, так и иероглифами. Эта версия стала использоваться примерно во времена Двадцатой Династии; главы не имели фиксированного порядка.
IV. Так называемая Сайтовская версия, по которой в период, как предполагают. Двадцать шестой династии главы были организованы в определенный порядок. Эти тексты встречаются написанными как иератическим, так и иероглифическим письмом; использовали их главным образом с Двадцать шестой династии до конца эпохи Птолемеев».
Гимны в основном писались для богов. Одним из самых распространенных гимнов является гимн Осирису. Начало его соответствует гимну, а конец- молитве. Кроме гимнов и заклинаний, в Древнем Египте существовал еще один вид религиозной литературы. Он был связан с умершим. Это были добрые пожелания родственников. Их чтение должно было сопровождаться хлопаньем в ладоши и определенными жестами. Египтяне верили, что после этого у умершего будет счастливая жизнь в загробном мире.
Драматические произведения.
Драматургия Древнего Египта была так же религиозной направленности. Она никогда не противоречила канонам, но была динамична и несла большую смысловую нагрузку. Самыми известными являются мистерии о сотворении мира, коронации нового фараона, а так же драма о Хоре и Сетхе. Она является величайшим произведением древности. В драме рассказывается о противостоянии Хора и Сетха, и окончательной победе Хора. Она каждый год разыгрывалась в храме в Эдфу двадцать первого дня второго месяца зимы - в первой половине января. священный пруд с его берегами был главным местом происходящего. В драме играли жрецы храма. Но, если присутствовал фараон, то роль Хора отводилась ему, а царице - роль Исиды.
В триумфальных песнях освещаются завоевания и победы египтян. По сути, в них просто прославляли правящего фараона, одержавшего победу над каким-нибудь противником. В них нет описания происходящего, не говориться о о сражениях. Ритмичность и параллелизм являлись главными чертами песен. Во время правления XIX династии наконец-то отошли от высокопарного стиля и стали описывать сражения, но фараона превозносили по-прежнему. Стали описываться чувства людей. Самыми известными являются победная песня Рамсеса II, песня Мер-ен-Птаха, "Поэма Пентаура", победная песня Пианхи.
Стихи о любви.
Любовная лирика Древнего Египта очень схожа с любовной лирикой других стран. Влюбленный всегда сравнивает свое возлюбленную с цветами и растениями. Свадебные песни превозосят красоту невесты. Они поются в египетских деревнях и в наше время. Одной из самых любимых тем являлась тема девушки, которую бросил любимый.
Рассказы.
Рассказы в Древнем Египте являлись записями повествований менестрелей, которые рассказывали истории жителям разных городов. Эти рассказы могли свободно дополняться или наоборот сокращаться. Они напоминали романы, а некоторые из них можно отнести к приключенческому жанру. Примером можно привести "Рассказ Синухе", рассказ о путешествии Ун-Амона (основан на реальных событиях). Много было рассказов о проблемах людей и о том, как боги им помогали.
В общем литература Древнего Египта очень разнообразна и глубокомысленна. Благодаря ей ученые могут раскрыть некоторые тайны, которые так долго мучили их умы.