Архитектурный стиль Египта формируется под воздействием природы страны: отвесные скалы, горизонтальные пласт, вертикальные штриховые линии. Везде здесь контрасты - свет отбрасывает глубокие тени, наводнения противопоставляются засухам, пустыни сменяются густо населенными городами. Здесь господствуют песчаные бури, сильно жжет солнце и река, грозящая затопить деревни. жесткие климатические условия влияли на идеологию жителей. важнейшими факторами здесь являются бессмертие и прочность. Египтянин работал ради вечной жизни, его имя должно было вечно жить, так же храмы и статуи навечно должны были оставаться на земле. Эта тема проходит и через надписи на стенах гробниц, в молитвах и стихах. Чтобы все это соуществить необходимо было строить как можно прочнее, чтобы здание или статуя могла выдержать засухи, наводнения и бури. Если сейчас посмотреть на Египет, то сразу видно, что эта цель была достигнута.
Для египтян архитектурным украшением являлась скульптура. И архитектура непосредственно влияла на ее развитие. Поэтому здесь не было движения, динамики. ее появление связано с религиознымии канонами. скульптура отвечала требованиям, создаваемым архитектурой, а та требованиям ландшафта. Статуи были четки и спокойны. Египтяне намеренно располагали их в гробницах в полутемных местах, так как там они казались живыми. Ведь в них всегда присутствовал дух умершего. А в Древнем Египте очень уважали мертвых.
Не было строгих требований относительно росписи стен. Здесь художник мог продемонстрировать свой талант. На стенах храмах в соновном были изображены ритуальные сцены и боги. А вот в гробницах рисовались и сцены из повседневной жизни египтян. Каждая из таких сцен отделялась от других горизонтальными и вертикальными линиями. Были определенные правила по размещению этих сцен на стенах гробницы.
Из-за того, что в Египте ослепительно светит солнце, внутри помещений старались создать полумрак. В верхней части гробниц делали маленькие отверстия или прорези, что создавала внутри этого темного помещения спокойный, мягкий полумрак. В больших храмах под самой крышей делался ряд окон, при этом освещался центр храма. Дверные проемы всегда были закрыты либо деревянными дверьми, либо занавесками, либо циновками.
Жилища древние египтяне строили из тростника, который потом обмазывали глиной. Древесина не применялась, так у них была проблема с этим материалом. Такие вот домики и были основой египетского строительства. Святилища во времена I династии также строили из тростника, но не всегда покрывали глиной.
Когда появились колонны, их сначала использовали только для поддержания навеса. Делались они из папируса. Со временем они начали изготавливаться из камня. Эти колонны были самых различных форм. В основном они напоминали распустившийся бутон лотоса.
Вскоре египтяне освоили камень и кирпич. Но тут возникли трудности. Почва постоянно двигалась из-за разливов Нила. И зданиям, которые были построены на берегу реки, приходилось довольно туго.
В додинастический период египтяне строили свои хижины из кирпича, который получали из нильского ила. А во время правления I династии стали применяться настоящие кирпичи. С помощью специальных форм эти кирпичи изготавливались из глины, после чего их клали на солнце сушиться. В разные периоды изготавливали кирпич разной формы. А в римский период кирпич не сушили на солнце, а обжигали. В настоящее время техника, по которой ложился кирпич, называется "английская перевязка". Судя по стенам, изготовленным из кирпича, а так же лестнице в семьдесят ступеней, египтяне прекрасно владели мастерством кладки кирпичей. Наружную часть стен они делали со скосом, что должно было препятствовать движению почв при наводнении. Поэтому основание стены было шире, чем верх. Так же возводились стены по секциям, которые не были между собой связаны. Это могло помочь при незначительных колебаниях почв.
А во времена III династии из кирпича уже возводились сводчатые и арочные конструкции. Для этого египтяне использовали клинчатый кирпич, а промежутки между ними заполняли смесью грязи и ила.
Начиная с I династии используется камень. Полы в некоторых гробницах выложены плитами из красного гранита. Первым большим сооружением, которое было выполнено полностью из камня, является ступенчатая пирамида Джосера, царя III династии. А во времена IV династии египтяне уже могли возводить храмы из гранита. Однако они сталкивались все с той же проблемой - движением почв. И здесь справляться с ней было уже намного сложнее. Строились храмы с удивительной точностью. Кроме гранита использовался также алебастр, песчаник и известняк. А когда перешли от пирамид к скальным гробницам, то ух вырубали из скал начиная сверху, таким образом сначала был готов потолок, а потом основная часть.
Закладка храма являлась целой церемонией. Ее возглавлял фараон, которой при помощи мерной веревки размечал план будущего храма. По углам забивали столбы, после чего фараон с мотыгой в руках отмечал границы. Потом отмеченный участок песком. Под угловые камни фундамента закладывали образцы материалов и инструментов, а также скоробеи или дощечки с именем фараона, который основал данный храм. Каменные плиты поднимались при помощи наклонный плоскости и блоков. Ученые не обнаружили ни одного плана, по которому мог построиться храм или пирамида. и это наводит на мысли, что древние архитекторы могли и без него возвести сооружение.
Из каменных плит делались крыши. С целью поддержания таких крыш делали колонны. Храмы окружали высокой кирпичной стеной, из-за которой не было ничего видно.
В Древнем Египте было два типа храмов: в одном поклонялись местному богу, а в другом умершему царю. Перед храмом ставили столбы и шесты с вымпелами и эмблемой бога, который позже был заменен на иероглифический знак. все храмы строились по одному принципу, в связи с чем их легко отличить от других построек. Они были прямоугольными в плане, имели внешний и внутренний двор, святилище и переднюю. святилище всегда закрывалось от посторонних дверью. В последствии храмы все менее и менее доступны. появляются вестибюли и дополнительные передние. Внешний двор все также оставался открытым, а по бокам могли возводиться колоннады. таков был и храм Хатшепсут.
Фараоны строили для себя заупокойные храмы. Древние заупокойные храмы были сделаны из тростника святилищами, как и храмы богов. Разница состояла лишь в том, что первые напоминали по форме фигуру лежащего шакала - бога смерти Анубиса. Каждый день сюда приносились продукты и напитки, ведь они были так необходимы царю в загробном мире. Конечно позже они стали делаться из кирпича. Заупокойный храм Снофру служит тому хорошим примером.
Во времена правления XII династии была возобновлена традиция строительства храмов возле пирамид. И самым знаменитым из заупокойных храмов является лабиринт. Геродот говорит по этому поводу:
«Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе – весьма замечательны. Конечно, пирамиды – это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений (эллинского строительного искусства), вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход»
Во время Нового царства храмы строились на западном берегу Нила в Фивах. До наших дней сохранились лишь немногие из них. Одним из самых красивых является храм Рамсеса II. Там находилась знаменитая библиотека. А Диодор назвал ее "лечебницей души".
Спасибо за интересную и познавательную статью. Египет был, есть и будет интересен всему человечеству. Лично у меня, есть огромное желание побывать в Египте и своими глазами увидеть архитектурные постройки дошедшие до наших времен.
Да пирамиды действительно завораживают!
Интересно было узнать о загадочной архитектуре Древнего Египта.
Мне всегда нравился древний Египет. В том представлении, каком мы имели из литературы и видеоматериалов. Интересная статья у вас. Спасибо.
Очень познавательный сайт! Жаль, в то время, когда я училась, не было таких сайтов. Спасибо!