Около 1479 года до н.э. умер фараон Тутмос II. Его вдова царица Хатшепсут была сделана регентом, чтобы управлять страной вместе с ее малолетним пасынком – Тутмосом III – до его совершеннолетия. Однако через несколько лет эта женщина объявила себя фараоном. Уильям К. Хейс из-за этого поступка охарактеризовал Хатшепсут как представительницу «самого отвратительного типа узурпатора».Царица имела настойчивое желание быть изображенной в мужском облике, с выпуклыми мускулами и ложной бородой. Ученые находятся в растерянности по поводу этого факта. Но годы ее правления были охарактеризованы временем мира и процветания. Были созданы великолепные произведения искусства, множество честолюбивых строительных объектов. Самым известным из них является заупокойный храм в Дейр эль-Бахри.
Когда в 1458 году до н.э. царица умерла, на престол наконец-то поднялся ее пасынок – Тутмос III. В это время ему было около 20 лет. Хейс пишет, что к этому времени Тутмос III «ненавидел Хатшепсут… ее имя и ее память, более, чем это возможно описать». С огромной яростью разрушались все ее памятники. Уинлок пишет, что Тутмос III «едва мог дождаться, чтобы отомстить ей хотя бы мертвой, чего он никогда не посмел бы сделать, будь она жива».
Родилась Хатшепсут во время расцвета египетского государства. Это была эпоха процветания, которую справедливо назвали Новым Царством. Тутмос I, отец царицы, был легендарным военачальником и очень харизматическим лидером. Вероятно, что она боготворила отца, ведь его даже второй раз похоронили в гробнице, которую она построила для себя. Она утверждала, что отец вскоре после ее рождения назначил ее своим преемником. Но это все маловероятно. У Тутмоса I и его супруги Яхмес было две дочери – Хатшепсут и Нефрубити – и двое сыновей. Младшая дочь Нефрубити умерла еще в детстве, а сыновьям не удалось пережить отца. Так как трон передавался от отца, а сыновей от «великой супруги царской» не было в живых, то короновали сына второстепенной жены. Им стал Тутмос II. Практически сразу он женился на сводной сестре Хатшепсут, тем самым делая ее царицей Египта. А было ее около 12 лет. Ученые утверждают, что Тутмос II был неэффективным и хилым правителем, а Хатшепсут легко могла его третировать. Однако на всех государственных памятниках она изображена позади мужа. Царица родила одного ребенка – дочь Нефруру. И трон снова должен был занять «ребенок из гарема» - Тутмос III. Однако в то время, когда умер его отец, он был еще слишком молод, чтобы управлять страной. Для таких случаев в Древнем Египте была введена практика, по которой овдовевшие царицы становились регентами своих малолетних сыновей или пасынков пока те не достигнут совершеннолетия. И Хатшепсут получила это назначение.
На памятниках Тутмосу III, принадлежащего к его детству, он был изображен как уже взрослый фараон, а Хатшепсут как царица. Примерно на шестом году ее регентства она появляется в мужском облике фараона. Почему так произошло? Ранее поколение египтологов считает, что это был переворот, организованной властной выскочкой. Но современные ученые выдвигают другую версию, согласно которой Хатшепсут вынудили стать фараоном политический кризис, а также угроза, исходящая от конкурирующей ветви царской семьи. Кэтрин Рёриг пишет: «Далекая от кражи трона Хатшепсут, возможно, должна была объявить себя фараоном для защиты царского титула для ее пасынка». Так как по причине ее пола, а также из-за способа, которым она получила трон, ее положение было довольно шатким. Поэтому Хатшепсут заново себя изобрела. И выразилось это в ее изображении как фараона-мужчины. Однако Кетлин Келлер говорит, что надписи на статуях всегда содержат принадлежность к ее истинному полу.Примером являются женские окончания слов, входящих в титулатуру, «титул «Дочь Ра». Она также взяла себе новое имя – Мааткара. Оно переводится как Истина (маат) – двойник (ка) бога Солнца (Ра). Маат – ключевое слово в этой связке. Это древнеегипетское выражение порядка и правосудия, установленное богами. А для их поддержания требовался законный фараон, который мог взаимодействовать с богами. Своим новым именем – Мааткара – Хатшепсут заверяла людей в том, что она является законным правителем на троне. Архитектурная программа доказывает, что маат был достигнут.
Все строительные планы женщины-фараона были весьма честолюбивы. Начала она с возведения двух обелисков, высота которых достигала25,9 метров. Находились они в большом комплексе храма Амона в Карнаке. Несомненно, Хатшепсут выполнила свою государственную программу, но концентрировалась она, в основном, а окрестностях Фив, которые являлись династическим и теологическим центром династии Тутмосидов. Здесь были построены сети процессионных дорог и святилищ.
Огромный заупокойный храм Хатшепсут установила на западе Фив – в Дейр эль-Бахри. Здесь проводились специальные религиозные обряды, которые были связаны с культом, гарантирующим ее бесконечную жизнь после смерти. Храм расположился у основания высоких известняковых утесов. Его по праву считают одним из чудес архитектуры древнего мира. К нему вел ряд террасных колоннад и внутренних дворов. Огромные размеры храмового комплекса оставляют впечатление легкости и изящества. Садами с ароматными деревьями были украшены нижние уровни храма. Повсюду были огромные изображения фараона-женщины. Путь к святилищу охраняла сотня статуй Хатшепсут в виде сфинксов. Огромное количество скульптурных изображений фараона-женщины находилось на террасах. Все они были в разных интерпретациях. То она была коленопреклонена с жертвами для богов в руках, то она шагала в вечность, то была в облике забальзамированного Осириса.
Многие из этих статуй ученые так и не смогли собрать повторно. Но, к счастью, часть из них все же удалось восстановить. Среди них большинство составляют мужские массивные образы. Но есть и приятные исключения. Так, существует гранитная изящная статуя, изображающая Хатшепсут именно как женщину-фараона.Правда есть одна проблема в этом вопросе: голова этой статуи и нижняя часть тела принадлежат музею Метрополитан, а ее туловище - Королевскому
музею в Лейдене. По редким случаям (для показа на выставках) ее собирают воедино. Она немного больше реального человеческого роста и изображает Хатшепсут стройной, с маленькими, округлыми грудями, которая сидит на троне с немесом на голове. Взгляды ученых относительно этой статуи разделились. Одни полагают, что она соответствует раннему периоду правления фараона-женщины, до того, как она полностью приняла мужской облик. Другая часть полагает, что в изображении Хатшепсут как женщины был определенный контекст, в котором уместно было такое изображение, ведь женщиной она и являлась. Ученые предполагают, что это изображение могло использоваться для культовых жертвоприношений, проходимых в ее заупокойном храме, и доступно оно было только единицам. Мастерски скульптор смог передать орлиный нос, большие миндалевидные глаза, узкий подбородок и мягкую, уверенную улыбку. Однако, доподлинно не известно является ли это изображение Хатшепсут реальным, либо оно просто соответствовало каноническим стандартам того времени, ведь мумия фараона-женщины так и не была полностью идентифицирована.
Также в храме Хатшепсут были и рельефы, изображающие основные моменты ее правления. Среди них и знаменитая торговая экспедиция в отдаленную и таинственную страну Пунт. Ученые предполагают, что она находилась на побережье Красного моря, возможно на месте современной Эритреи. На рельефах изображены египтяне, загружающие в Пунте свои корабли множеством дорогих роскошных предметов: слоновой костью, черным деревом, золотом, экзотическими деревьями и животными. Ученые полагают, что фактическим архитектором храма был Сененмут – официальный надзиратель работ в Дейр эль-Бахри. Свою карьеру он начал еще во время правления Тутмоса II, когда принял назначение наставника дочери Хатшепсут, Нефрура. Когда же на трон взошла Хатшепсут, его влияние сильно возросло. За это время он приобрел около 93 титулов. Самый престижный из них был связан с управлением всех работ в Карнаке. Он воздвиг сам себе приблизительно 25 памятников, что является очень большим количеством для частного лица. Многие из них упоминают его исключительный доступ к трону. Он являлся глубоко доверенным лицом фараона-женщины. Ранние ученые полагали, что Сененмут являлся за спиной Хатшепсут реальной силой. Однако, современные историки отбросили эту версию, так как она являлась недооценкой Хатшепсут.
Возникает разумный вопрос: было ли между Хатшепсут и Сененмутом что-либо большее, чем просто политические взаимоотношения? Келлер пишет по этому поводу: «Я думаю, что Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически». Дорман разделяет эту точку зрения, как и большинство ученых, однако, он говорит, что женщина-фараон и ее министр могли стать жертвами сплетен. Он рассказывает о рисунке, находящемся на стене в Дейр эль-Бахри, на котором изображен Сененмут, состоявший в сексуальных отношениях с женщиной, на голове которой был убор фараона. Дорман отмечает, что это могли быть и они, а вот действительно это так или нет, мы не знаем. Судьба Сененмута является тайной. Пользуясь своим привилегированным положением, он построил себе роскошную гробницу рядом с храмом Хатшепсут, но, вероятно, что они ее никогда не занимал. Его каменный саркофаг был разит, гробница также была повреждена. Долгое время считалось, что виновниками уничтожения имени былого фаворита были либо сама Хатшепсут, либо Тутмос III. Однако, современные исследователи полагают, что это произошло за счет действие грабителей, естественного краха, а также религиозного переворота.
Гробница Хатшепсут находилась в западной части Долины царей. Она была довольно большой и могла вместить в себя и саркофаг фараона, и саркофаг ее отца. Перезахоронение Тутмоса I является очередной попыткой сделать законным право женщины на мужскую царскую власть. Умерла Хатшепсут примерно в 1458 году до нашей эры в возрасте приблизительно 50 лет. Тогда Тутмос III смог, наконец, занять трон.
Долгое время считалось, что разрушение памятников Хатшепсут, производимое Тутмосом III, было успешной попыткой стереть ее имя из истории. Также считалось, что это было актом ненависти и мести. Современные ученые, изучавшие археологические свидетельства по этому поводу, сделали невероятное заключение. Они утверждают, что все разрушения, которые относили ко времени правления Тутмоса III, на самом деле было начать к концу его правления, спустя 20 лет. Дорман пишет, что это не могло быть личной враждой, вероятно, Тутмос решил «переписать» по существу свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все думали, что трон перешел к нему сразу от отца. А это означало уничтожение всех следов фараона-женщины, касающихся времени ее правления. Ученые соглашаются с тем, что попытки удаления свидетельств царствования Хатшепсут предпринимались и после смерти Тутмоса III. Дорман говорит, что такое нетрадиционное правление Хатшепсут, вероятно, было уж очень успешным. В связи с этим, такой опасный прецедент было необходимо уничтожить, чтобы в будущем предотвратить возможность еще одной сильной женщины пополнить ряды мужских египетских правителей.
К концу своего царствования Хатшепсут установила в Карнаке вторую пару обелисков. На одном из них увековечены слова фараона-женщины:
«Вот, мечется сердце мое туда и обратно, Думая, что же скажут люди, Те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы И будут говорить о том, что я совершила…»
Статья очень понравилась. Власть влекла многих, в том числе и великих женщин. А почему бы и нет?
Я видела эти памятники воочию.очень подробная у вас статья о правлении Хатшепсут
Помню, как удивился первый раз, узнав о Хатшепсут — царице, ставшей фараоном.
Я тоже очень удивлена, поэтому с огромным интересом прочитала всю историю! Спасибо автору, очень интересно!
С интересом прочитала статью о царице Хатшепсут. Спасибо!
Благодарю Вас за интересную и содержательную статью! Впервые читаю о женщине-фараоне. Желаю удачи!
Очень интересная статья, прочитала с удовольствием. Женщины всегда несут мир и красоту, материнская природа даровала женщине чуткость, ответственность, душевность.
Спасибо за очень подробную статью. Какие сложные переплетения иногда хранят тайны истории. Удивительная судьба Хатшепсут. А ведь, действительно, какую важную роль она сыграла.