В Древнем Египте существовал культ священных животных. Традиция эта идет из древности. Позже стали изображать богов с головами отдельных животных. Но совсем немногие животные отождествляются с богами. Такое бывает, когда определенное животное считается "воплощением" Ка или Ба какого-нибудь бога. например, черный бык Мневис (но не все черные быки) был воплощением Ка бога Ра и почитался как бог.Наиболее распространенными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея; Нередко из-за животных между областями шла война. Это случалось потому, что в одной из них почитались одни животные, а в другой - другие.
На ибиса, коршуна и сокола охота была запрещена всегда и везде, на львов - только в праздники богини Бастет. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали представлять опасность для людей и скота.
Те умершие священные животные, которые умирали в номе, в котором почитались таковыми, бальзамировались, клались в саркофаг и предавались погребение. Мертвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мертвых коров бросали в Нил. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб.
Быки, коровы, бараны, козлы.
Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы так же почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлениями о небе, как о Небесной Корове.
Наиболее почитаемым быком был Апис (Хапи) - Ка мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и Ба Хапи-Нила и Осириса, как богов возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову, и от него она рождает золотого теленка-солнечный диск. После смерти Аписа его Ба воссоединяется с Ба Осириса.
Апис и корова, его родившая, жили при храме Птаха в Мемфисе; там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Ритуальный бег Аписа, как считалось, приносил плодородие и достаток.
Умерших Аписов бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.
После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того, чтобы стать Аписом. Для этого животное должно было иметь ряд особых примет. Некоторые из этих примет упоминает Геродот: "Этот Апис, или Эпаф, должен был происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него она и рождает Аписа. А теленок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он черный, на лбу у него белый треугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные полосы, а под языком изображение жука." Всего Апис должен был удовлетворять 29 признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Нилу в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка.
Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (Немур). Мневис считался Ка Гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога солнца. Бык Бухис, или Бакис (Бха) считался Ба Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был черным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый бык Мина, бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий ее.
Относительно культа козлов пишет Геродот. С козлом ассоциировался Банебджедет и одно время бог Шаи.
Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с "душой" Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Летополе (Хесем) и на Элефантине бараны считались воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херитефа, в Фивах - Амона (-Ра). Баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами - эта (современная) порода баранов появилась в Египте со Среднего царства и особенно распространилась во 2-ю половину XVIII династии; бараны же древней породы (с развесистыми длинными рогами) не давали шерсти. С культом барана были связаны некоторые религиозные табу (так, в храм Хнума запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти).
Птицы.
Богами считались мифические священные птицы - Бену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Повсеместно был распространен культ Ибиса. Он являлся священной птицей Тота. Вот что о нем пишет Элиан: "О следующих способностях ибиса я слышал в египетских рассказах. Спрятав шею и голову в перьях под грудью, он представляет подобие изображения сердца. Что он очень враждебен животным, гибельным для людей и плодов. Соединяется клювом, также и рождает детенышей. Египтяне рассказывают и меня не легко убедили, будто занимающиеся бальзамированием животных и сведущие в этой премудрости признают, что внутренности ибиса длиной в 96 локтей. Слышал я также, что ходит он, делая шаги длиной в локоть. При затмении Луны закрывает глаза, пока богиня снова не засияет. Говорят, что он любезен Гермесу, отцу словес, так как по виду подобен природе слова: черные перья можно сравнить с умалчиваемым и внутри образующимся словом, белые же - с произносимым и слышимым, слугой и вестником, так сказать, внутреннего. Животное это весьма долговечно. По природе ибис весьма горяч и прожорлив; ест гадость: питается змеями и скорпионами, но одно переваривает легко, из другого выбирает более удобное для еды. Весьма редко можно видеть ибиса больным. Всюду ибис запускает свой клюв и не обращает внимания на грязь, ходя по ней, чтобы и там что нибудь подстеречь." По Плутарху, "...ибис же, который убивает смертоносных пресмыкающихся, первым научил людей пользоваться врачебными очищениями, ибо они видели, как он промывает и опоражнивает сам себя. И самые строгие жрецы, подвергаясь очищению, берут очистительную воду там, где пил ибис, потому что если вода вредна или околдована, он не пьет ее и даже не подходит к ней. Расстояние между ногами и промежуток между ногами и клювом образуют у него равносторонний треугольник, а узорчатое смешение его черных и белых перьев напоминает месяц." Эта птица олицетворяла мудрость, спокойствие, грациозность. Почитался Ибис как змееборец.
Соколу поклонялись в Египте с древнейших времен в связи с представлениями о солнечном диске как о правом глазе бога Хора-сокола. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на протяжении всей истории египетской религии считался покровителем и защитником фараонов.
Так же был распространен культ коршуна, как птицы, символизирующей небо и посвященной богиням Мут и Нехбет; ласточки (возможно в связи с мифом об Исиде, которая в образе ласточки летала вокруг колонны с трупом Осириса; кроме того, с прилетом ласточек связывались разливы Нила); гусей, считавшихся священными птицами Амона, Амона-Ра и Геба и олицетворявших Великого Гоготуна; очень редко цапли, в виде которой изображался Бену.
Крокодилы.
Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость их культ приобрел в Фивах и в Фаюме - оазисе в Ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.
Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в Фаюме, в главном культовом центре крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего для того, чтобы стать воплощением Ба Себека. Такой крокодил жил при храме в большом вольере, был окружен заботой и почетом и довольно скоро становился ручным: жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями. В поминальном храме Аменемхета III обнаружены погребения священных крокодилов, о которых также упоминает Геродот. В то же время, наряду с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра, ассоциировался с Сетом.
Шакалы, собаки, волки.
Шакалы ассоциировались с Западом,пустыней и богом Анубисом; культовым центром собак и шакалов был Кинопольский ном.Почитание волков связывалось с культом Упуацта; культовый центр - Сеут (Ликополь).
Гиппопотамы, львы, свиньи.
Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого животного; однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и еще в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, олицетворяли врагов Ра.
Львы символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона. Их культ носил локальный характер. Культовый центр - Леонтополь (Та-сни, Инуст).
Свинья считалась нечистым животным. Согласно Плутарху, у египтян "имеется представление, что чаще всего она спаривается при убывающей Луне и что у пьющего ее молоко тело покрывается проказой и накожными струпьями. Историю же, которую они рассказывают тогда, когда раз в год, в полнолуние, приносят а жертву и едят свинью и которая гласит, будто Тифон, преследуя при полной Луне кабана, нашел деревянный гроб, где лежали останки Осириса, и разломал его, эту историю признают не все..." Свинья ассоциировалась с Сетом и сщиталась его священным животным, но в то же время с древнейших времен ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с поросятами-звездами на животе иногда изображалась Нут. Изображения стад свиней появляются в гробницах с XVII династии.
Насекомые.
Священным считался навозный жук-скарабей (хеперер); культ его связывался с солнечным культом, в частности - с культом Хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла,от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Иногда мертвых священных жуков высушивали и предавали погребению. Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое Атума.
Лягушки, рыбы, змеи.
Лягушка почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие); ей приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Лягушка считалась священным животным Хекет - покровительницы рожениц, и ей приписывались соответствующие функции богини. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушку рисовали под ладьей Ра. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос (Абджу).
Культ рыб возник еще в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх, лепидот и фарг. Согласно мифу об Исиде и Осирисе, передоваемому Плутархом, эти рыбы съели фаллос бога и были прокляты; поэтому, чтобы примирить почитание оксиринха и лепидота с культом Осириса, была создана легенда, что эти рыбы родились из крови Осириса, убитого и разрубленного на куски Сетом.
Оксиринх (Хат) почитался в Пермеджете, городе XIX верхнеегипетского нома (согласно одному из мифов, под Пермеджетом (Мерет) состоялась битва Хора с Сетом, и кровь раненного Сета впиталась в землю), и в Летополе, где он был посвящен Хатхор (летопольские статуэтки оксиринха, в отличие от остальных, имеют головной убор Хатхор - коровьи рога и солнечный диск с уреем).
Лепидот (ныне вымершая рыба) считался священным животным Мехит; был также посвящен богу Хапи. Культовый центр лепидота - Тис в VIII верхнеегипетском номе.
О культе фарга сообщает Плутарх: "сиэниты избегают (ловить и употреблять в пищу) фарга, потому что считается, что он приходит одновременно с подъемом Нила и, являясь взорам как добровольный глашатай, возвещает радостным людям о разливе".
О погребениях священных змей пишет Геродот; согласно его свидетельству, змеи посвящались Амону (-Ра) (которого Геродот отождествляет с Зевсом) и хоронились в Карнакском храме.