Египтяне были большими мастерами во многих ремеслах. В работе по металлу они были лучшие. Самым первым металлом, который стали использовать в Древнем Египте была медь. Позже, в период правления XVIII династии, для получения бронзы стали использовать олово. Однако ученые так и не смогли ответить на вопрос откуда же у древних египтян появилось олово. В гробницах, принадлежащих Древнему царству, египтологи обнаружили рисунки, изображающие процесс плавки и ковки меди. Для того, чтобы расплавить медь, ее помещали в маленький тигель над огнем. При помощи воздуходувной трубки, имеющей огнеупорный наконечник, огонь раздувался. Ковался же металл с помощью плоского гладкого камня. Во времена I династии уже изготавливались чеканные медные чаши и сосуды, но они в это время были доступны лишь фараонам. Позже ими могли пользоваться представители высшей знати. Остальные пользовались керамической посудой.
Из меди и бронзы делали статуэтки. Но бронза была более распространена. Иногда статуэтки изображали богов. Иногда для их изготовления использовали литые формы, но в основном это был метод "потерянного воска". При этом методе изготовления зачастую толщины металла была не больше толщины листа бумаги. очень примечателен тот факт, что в таких статуэтка не видно никакого отверстия для слива жидкого воска. Этот метод использовался египтянами до римского периода. При фараонах XVIII династии иногда на статуэтка для изготовления мелких деталей использовали золотую проволоку. Ни одна страна в мире не может сравниться в своем искусстве с теми изделиями, которые делали египетские мастера из золота.
Большое значение для науки и определения мастерства египетских ювелиров имеют четыре браслета, которые были найдены в гробнице царя Джера I династии. Следующим блестящим периодом в развитии ювелирного мастерства является период правления XII династии. Доказательством этому являются золотые украшения, принадлежащие правящим в то время фараонам. Эти украшения были найдены в Лахуне и Дахшуре. Среди находок Дахшура были пояса, три пекторали, браслеты, короны, бусины из лазурита, золота,и сердолика, а так же много различных мелких украшений. Большой интерес представляет собой пектораль Аменемхета III. На ней изображен фараон, заносящий булаву над головой поверженного врага. Его охраняет священный коршун, который над всей сценой простирает свои крылья, а в лапах его священные знаки устойчивости и жизни. За фараоном размещен символ жизни "анх". На пекторали царя Сенусерта II сам царь изображается в виде сокола, на голове которого двойная корона, а стоит он на иероглифе, который обозначает город Омбос. В этом городе почитался Сетх. Это положение царя указывает на победу Хора над Сетхом. Третьей пекторалью является пектораль Сенусерта III. На ней царь изображен в виде льва с головой сокола, которая увенчана бараньими рогами и двумя перьями Амона. Задней лапой он топчет пленника, а передними
повергает наземь коленопреклоненного врага. Каждая из трех пекторалей вырезана из листового золота и украшена камнями лазурита, сердолика и бирюзы. Каждый такой камень окружает тонкая золотая проволока. Самыми интересными находками Лахуна являются диадема, зеркало и пектораль. Диадема выполнена из золота. Ее ободок имитирует широкую
ленту, которая завязывается на затылке, а концы свободно свисают вниз. Сам ободок украшен двенадцатью розетками с драгоценными камнями. На задней части размещается золотой лотос и два золотых пера, выходящих из лотоса. С боков к диадеме подвешены две ленты и одна еще сзади. Пектораль из золота украшена драгоценными камнями, а с внутренней стороны пущен повторяющийся гравировкой. Зеркало же было сделано из электрума, а его ручка - из обсидиана. Она имела форму папируса. В верхней части этой ручки расмещалась маска богини Хатхор.
Во время правления XII династии была отличительная особенность - орнамент в виде спиралей, завитков, кругов из золотой проволоки. В этот же период использовалось гранулированное золото. Этот процесс заключается в том, что золотые гранулы скрепляли друг с другом без видимых следов припоя так, чтобы между ними оставалось пространство. Ученые так и не могут разгадать как же египтяне
делали сами золотые шарики. В гробнице Тут-анх-Амона найдены прекрасные образцы такой техники. Однако самым интересным предметом является саркофаг фараона. Он сделан из чистого золота, а в ногах гравировка крыльев богинь Исиды и Нефтиды, сплетенные между собой. В области пояса изображен рельеф коршуна и змеи. Руки же фараона выполнены методом золотой перегородочной эмали и гравировки. Саркофаг сделан в форме мумии. На его крышке вырезано лицо, похожее на лицо самого царя. Из чистого золота выполнена так же маска, которая закрывает лицо мумии. И она так же имеет сходство с чертами молодого царя.
Во время правления XIX династии ювелирные украшения оставались такими же, только весили больше. И так продолжается вплоть до времен Птолемеев. Правда, в моду входят цепочки и красивые браслеты.
Серебро практически не использовалось по той причине, что добывалось сложнее золота. Когда же и из него стали делать украшения, то они не пользовались таким спросом, как золотые.
Большой интерес составляет использование железа. Учеными были найдены железные болванки в виде клина, железные кинжалы и сабли. В период правления XXVI династии железо пользуется все большим спросом. Оно начинает вытеснять бронзу в изготовлении инструментов.
В додинастический период были широко распространены каменные бусы, покрытые глазурью. В этот период создается зеленая и голубая глазурь. До XII династии ценились бусы из кварца, покрытого синей глазурью. Глазурью начинают покрывать стены дворцов, а так же различные украшения и личные предметы.
Стекло до XVIII династии практически не встречается. После завоевательных походов Тутмоса III в египте стали появляться иностранные мастера, и изделия из стекла стали встречаться на много чаще. Появляются стеклянные бусины черного, синего, белого цветов. А во времена правления Аменхотепа III изготавливаются удивительные вещи из стекла с самыми разными цветовыми гаммами.
Уже во времена правления первых династий египтяне производили льняное полотно. Основным материалом являлся лен. Шерсть практически не использовалась, так как ее считали нечистым материалом. У египтян было веретено, с помощью которого они пряли. так же использовались вертикальные и горизонтальные ткацкие станки. А в конце римского периода появились и челноки. Ткань практически не окрашивалась, но на изображениях можно увидеть красные (пурпур) , темно-синие (индиго), а иногда и желтые (шафран) ткани. шелк вероятно привезли персы, но у египтян он не пользовался большим спросом. Первые христиане, появляющиеся в Древнем Египте, наносили на текстиль библейские сюжеты. В основном это была история Иосифа. При раскопках копских гробниц ученые находили плащи, туники,гобелены, одежды священнослужителей, храмовые занавески, а так же одежды обычных людей. особый интерес составляют найденные здесь вязанные вещи, такие как детские носочки. Они были связаны из разноцветной шерсти, а большой палец вязался отдельно от остальных.
Спасибо за статью.Мне было интересно ее прочитать.
Очень интересная статья! Спасибо!
От души скажу: какой интересный у Вас сайт! Прочитал статью с большим интересом и, когда выберу время, а его я обязательно найду, я вернусь к Вам на сайт и перечитаю остальные статьи. Большое спасибо и пожелаю успехов продвижении сайта!
Спасибо! замечательная статья. очень интересно было прочитать и узнать много нового и доселе неизвестного мне про Древний Египет.
Египтяне молодцы. Изделия из золота у них очень интересные и техника изготовления своеобразная.
Да, иногда читаешь о Древнем Египте и кажется, что были они умнее и цивилизованней нас. У меня даже любимая книга была «Клеопатра» Хаггарта (извиняюсь, перевод фамилии автора мог исказить).
У Вас очень интересная тема сайта. Успехов в развитии!
Восхищаюсь древними, не имея точного инструмента делали потрясающие вещи.
египтяне молодцы,они много хороших технологий придумали в те времена