В XXI династии прослеживается две царские линии: жрецов-царей в Фивах и царей в Танисе в Дельте. Браки с принцессами были крайне важны, поскольку наследование трона всегда шло по женской линии; имена этих наследных принцесс сохранились.
Основателем XXI династии является Шешенка I (Шешонка I). Он добивается легитимизации своей власти женитьбой своего сына на дочери последнего фараона XXI династии, а другого своего сына посылает первосвященником Амона в Фивы. Основатель новой династии избрал и новую столицу - город Бубастис в Дельте.
Объединение страны позволило Шешонку I активизировать ее внешнюю политику, прежде всего в азиатском направлении. Около 930 г. до н.э. Шешонк I вторгся в Иудею, взял Иерусалим, большое количество городов и населенных пунктов Иудеи и захватил богатые трофеи.
Велось обширное строительство в стране: воздвигались царские дворцы в Бубастисе, была построена военная крепость близ Фаюма, в Танисе сооружались каменные погребальные склепы для представителей династии. Но особенно большой размах приобрело строительство храмовых сооружений, в первую очередь в Фивах, где Шешонк I воздвиг "двор Бубастидов" и западный пилон карнакского храма, высек рельефы и надписи.
Постепенно государство Бубастидов ослабевало. На внешнеполитической арене Египет не смог оказать действенной помощи Дамасской коалиции сиро-палестинских правителей, которые пытались противостоять натиску Ассирии. В битве при Каркаре (в Сирии) в 853 г. до н.э. участвовал лишь небольшой отряд египтян, вместе с союзниками потерпевший поражение от ассирийцев.
Внутри страны росла децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклеополе, Около 808г. до н.э. правитель Таниса объявил себя царем всего Египта и начал новую, XXIII династию. Она была также ливийской по происхождению и правила паралельно с захиревшей XXII династией вплоть до 730 г. до н.э., когда раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей, пришедших из Нубии. На ее территории к VIII в. до н.э. образовалось самостоятельное государство со столицей в городе Напата. К середине VI в. до н.э. политический центр царства переместился из Напаты в Мероэ - город между 5 и 6 порогами Нила.
В середине VIII в. до н.э. напатский правитель Кашта воспользовался нестабильной ситуацией, сложившейся в Египте, и совершил успешный поход на его территорию. Кроме того, он добился причисления своей дочери к сложной иерархии фиванского жречества в качестве верховной жрицы, так называемой супруги бога. В Фиваиде были оставлены и кушитские военные отряды. Все это позволило кушитским царям утвердиться в своих претензиях на престол, и когда Египет стал объединяться под властью правителя Саиса - Тефнахта, сын Кашты - Пианхи двинул на борьбу с ним как воинские отряды, базировавшиеся в Фиваиде, так и свежие силы непосредственно из Напаты. Кушитский царь имел перевес в сражениях близ Фив и Гераклеополя, осадил и взл Гермополь и победил в решающей битве за Мемфис. Ему выразили покорность не только номархи побежденных им номов, но и представитель XXIII династии и сам мятежный Тефнахт.
Однако уход Пианхи в Напату вскоре позволил Тефнахту провозгласить себя царем и начать тем самым XXIV династию, которая имела всего одного продолжателя - его сына Бекенранфа (или Бокхориса, как называли его греки). Тефнахт издал закон против роскоши. Бокхорису же принадлежит закон, который запрещал лишать свободы должников и разрешал брать как обеспечение долга лишь его имущество. Совершенно очевидно, что введение этого закона было продиктовано государственными интересами. Его целью было возродить армию, обеспечить царскую казну налогами, а выполнение необходимых общественных работ - рабочей силой.
Всего 6 лет правил фараон-реформатор, чья власть простиралась на Дельту и часть Среднего Египта. Около 712 г. до н.э. новый поход на Египет предпринял преемник Пианхи - Шабака, который, по сведениям Манефона, сжег Бокхориса заживо. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами, правившими им до 664 г. до н.э. (XXV Эфиопская династия). Египет и Куш были объединены в одно государство.
За время своего 15-летнего правления Шабака старался удержать Египет в повиновении мирным путем. Поэтому своей резиденцией он избрал древний, почитаемый в стране Мемфис, оказывал всемерную поддержку жречеству бога-покровителя Птаха и в то же время утверждал кушитское влияние в Фивах, включив своих детей в состав высшего жречества Амона и возведя в священном городе монументальные храмовые постройки. Внешняя политика Шабаки была очень осторожной. С Ассирией он старался не вступать в конфликты. Возможно даже, что между двумя государствами был заключен договор.
Первые цари XXV династии не имеют существенного значения, поскольку тень мрачного царства, Ассирии, начала опускаться на страны Ближнего Востока и тех, на кого она падала, доводила до гибели. В период господства Тахарки эта тень упала на Египет. Тахарка заключил союз с Езекией, иудейским царем, против ассирийского царя Синахериба, и неожиданно оба спаслись. Но при Асархаддоне Ассирия продолжила свой разрушительный марш и вторглась в Египет. За три недели Асархаддон взял Мемфис и покорил всю Дельту. Тахарка бежал на юг, но после смерти Асархаддона вернулся, изгнал ассирийцев и попытался восстановить свое царство. Но ассирийцы опять вернулись уже под командованием царя Ашурбанипала, и Тахарка сбежал в Эфиопию. Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет (671—655 гг. до н. э.). Дважды за это время покоренная страна восставала. Оба раза в восстаниях активно участвовал Тахарка, пытавшийся вернуть Египет кушитской короне. В 663 г. до н. э. ассирийцам пришлось вести войну с преемником Тахарки — кушитским царем Тану-тамоном, также пытавшимся отвоевать у них Египет. Одержав победу над кушитами, ассирийцы положили конец правлению XXV Эфиопской династии в Египте. Свою опору ассирийские цари видели в тех царьках и князьях, которые правили отдельными номами и были обязаны ассирийцам освобождением от власти кушитских фараонов. Некоторые правители (например, Саиса) пользовались у ассирийцев авторитетом и привилегиями, хотя порой бывали замешаны в антиассирийских выступлениях.
Во времена Амасиса Египет вышел из состояния разрухи, порожденной политической раздробленностью и иноземными вторжениями. Процветали торговля, ремесла, городская жизнь. Возобновилось строительство храмов, дворцов, усыпальниц, особенно в Саисе и Мемфисе. Амасис оказался умелым правителем. Его первые реформы были призваны успокоить народ и сократить напряжение между египтянами и греками, особенно в армии. Один из законов Амасиса произвел такое впечатление на Солона, что этот мудрый человек ввел его в Афинах. Этот закон был связан с пересмотром земельного кадастра для облегчения налогового гнета и требованием ежегодной налоговой отчетности о доходах каждого жителя перед местным губернатором. Амасис был обязан троном ненависти египтян к чужеземцам, в то же время он осознавал важность внешней торговли и необходимость поддержания хороших отношений с ближайшими соседями, греками. Он решил эту сложную проблему, отдав город Навкратис грекам. Не только греки, получившие в свое распоряжение портовый город, но и египтяне были довольны его решением, поскольку теперь в Египте был только один порт для иноземцев. Это один из немногих примеров в истории, когда единственное решение смогло удовлетворить обе стороны. Именно по этой причине Амасис считается одним из самых известных дипломатов в мировой истории. Однако нововведениями Амасиса была недовольна старая родовитая знать. Выражало претензии жречество обделенных вниманием царя храмов. Извне на Египет надвигалась грозная опасность. Персия изолировала его от союзников: Кипр и Самос перешли на сторону персов, Лидия и Вавилон были покорены ими. С финикийцами, иудеями, арабами персы наладили дружественные отношения, подготовив таким образом плацдарм для наступления на Египет.
2 отзывов на Позднее царство