Живопись и скульптура в Древнем Египте

Автор: , Январь 17, 2012

В связи с тем, что сам Древний Египет развивался очень не стабильно, то и скульптура и живопись также развивались крайне неравномерно. в каждом из периодов были свои художники, которые в своих работах отображали черты, идеалы своего времени. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота.  Особыми чертами являлись строгость линий, конкретность и минимализм деталей, решимость и смелость в изображении. Четко просматривалось спокойствие, размеренный темп жизни, но в тоже время, картины были динамичны. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным.  Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое.

Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Контуры выделялись жирными линиями. Эти же принципы характеризовали и стенную живопись, которая в то время разделялась на два вида: темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления. Самым большим вопросом того времени был связан с проблемой изображения объемного предмета на плоскости. Животных всегда рисовали видом с боку. А вот с человеком было сложнее. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. Художники нашли компромисс. Они стали изображать идущего человека, у которого ноги, плечи, грудь и голова в профиль, а руки и глаза в анфас. Все части тела должны были быть пропорциональными, положение рта, глаз, носа, уровень плеч и подмышек определялось каноном. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Если фигура человека изображалась в стоячем положении, то у нее обязательно выставлена вперед левая нога. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. Но, не смотря на всю примитивность, привязанность к традициям, в Древнем Египте было создано масса шедевров, которые не сравняться ни с какими другими. правда росписи в гробницах Древнего царства не представляют какой-либо ценности, однако интересно в цветовой гамме. Главной достопримечательностью являются барельефы. Они всегда точно передавали суть, располагались точно в том месте, где им и следовало находиться, отвечали определенной цели. Большинство изображений увековечили исторические события, некоторые носят религиозный характер, а некоторые чисто декоративные. В то время, судя по изображениям, уже сформировались некоторые каноны: лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища анфас, ноги в профиль и неизменно профильные ступни ног, глаз смотрит вперед. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. В качестве самого раннего примера может служить палетка, на которой изображена сцена с быком, готовящимся затоптать поверженного врага. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Достойны внимания беспомощная поза человека и грозный бык, опустивший голову, чтобы боднуть свою жертву. Эта сцена, изображенная на палетке Нармера, показывает, что искусство додинастического периода не было статичным. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. В это время появляется два типа рельефа. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. вторым же типом являлся углубленный барельеф. Он отличался тем, что само изображение врезалось в камень, остальная поверхность которого оставалась плоской. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой  и экономит врем.

В период правления XVIII династии главное место в украшении храмов и гробниц занимают росписи. Художники расписывают стены, потолки. Разными красками на них наносятся иероглифы, которые содержат в себе различные религиозные тексты.

После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Здесь находится множество уникальных рельефов, исполненных на высочайшем уровне. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. В это время и живопись, и скульптура, и другие виды искусства пропитаны гармонией, пониманием прекрасного. Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Питри писал:  «Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Искусство приходит в это время в большой упадок, оно лишается своей индивидуальности, своей силы и красоты. В это время становится абсолютно привычным делом копирование чужих работ. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов.

В поздний период расписывать стали и деревянные стелы. На них обычно были изображены жертвоприношения. Эти росписи были примитивны в своей композиции, однако разнообразие цветовой гаммы поражает.

С этого времени рельефы изображают только богов и различные религиозные моменты. некоторое исключение привносят Рамсес II и Рамсес III. При них изображаются батальные сцены, сцены их охоты. Излюбленными картинами являются процессии жертвоприношений. Конечно, здесь искусство как-то приходит в порядок. Но если же сравнивать рельефы этой тематики с работами, созданными в период Древнего царства, то регресс на лицо.

При правлении Птолемеев в искусстве сразу можно заметить тягу к хвастовству. отличительной чертой живописи этого периода было совершенное несоответствие пропорций человеческих фигур. Очень тонкие женщины, слишком большие ступни, короткие ноги. Скульптуры царей же были громадными. Изображались в основном сцены, в которых царь побеждал врага, Боги учтиво приветствовали царя. Во всем чувствовалось их превосходство. В основном в это время скульптурами украшались храмы с наружной стороны.

В это время большое влияние оказывает римское искусство. Создаются фаюмские портреты, которые представляют собой симбиоз греческой и египетской культур. если рассмотреть их, то можно понять, что стиль, настроение в них явно принадлежит к греческому искусству. Однако применялись они для египетских погребальных ритуалов, заменив портретные саркофаги.

Во времена римлян египетское искусство окончательно исчезает. Художники становятся обычными копировальщиками чужих идеалов. Когда же ввелось христианство, то появился новый виток в развитии египетского искусства, что позволяет сделать предположение о его возрождении. Поддержкой этого мнения служит тот факт, что даже при новой способности египтян рисовать фигуры анфас, остается четкость и строгость линий, а также выражения лиц, имеющих огромное сходство с  работами древних художников.

Так же существовала и папирусная живопись. Она была более свободная как в выборе тем, так и в воспроизведении деталей. Здесь художник мог дать волю своей фантазии. Наброски же повседневной жизни, сделанные именно на папирусе, помогают ученым в вопросах быта египтян на много больше, чем те изображения, которые находились в храмах и гробницах.

 

рассказать друзьям и получить подарок

Подпишитесь на рассылку "17 самых больших тайн в мировой истории!":

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Один отзыв на Живопись и скульптура в Древнем Египте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Все права защищены. 2012г. great-egypt.ru